Сортавала. Часть 1: Южная сторона

Дата: 27.03.2010
Рубрики: Россия, архитектура, деревни | Оставить комментарий
Теги: , ,

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars 6 голосов, средняя оценка: 4.50 из 5
Loading ... Loading ...

Google Buzz

Сортавала – городок (18 тыс. жителей) на крайнем юго-западе Карелии, у северного берега Ладожского озера. Для большинства путешественников Сортавала – не более чем “ворота” Валаама, но на самом деле и сам город весьма интересен. Наверное, если бы Сортавала не была в составе Финляндии, она бы почти не выделялась среди сотен уездных городков России. Но Сортавала – не русский, а финский уездный город с прекрасно сохранившимся историческим центром. Здесь почти каждая мелкая деталь интересна своей “нерусскостью”, отчасти поэтому, туры в Карелию столь интересны и необычны.

Но Сортавала – не русский, а финский уездный город с прекрасно сохранившимся историческим центром. Здесь почти каждая мелкая деталь интересна своей “нерусскостью”.

(Всего 38 фото)

Спонсор поста:
Хочешь разместить свою рекламу здесь? Кликай скорее, пока действует акция!

Источник: Жжурнал/varandej

Местность Сортавала (Сордавала) или Сердобольская волость известна с 1468 года, причём не установлено не только происхождение этого названия, но и какой из двух вариантов первичен – карельско-финско-шведское Сортавала или русское Сердоболь. В 1632 году здесь был основан шведами одноимённый город, пришедший в упадок после Северной войны. К 1782 году Сортавала восстановилась настолько, что вновь получила статус города. Традиционно это была столица Северного Приладожья, крупный уездный город Выборгской губернии. После войны статус Сортавалы резко упал, а её рост остановился, однако это крупный центр туризма: для наших через Сортавалу лежит путь на Валаам, а финны ездят кто на землю предков, кто за дешёвым алкоголем.

1. Городок разделён на 2 части заливом Ладожского озера, и в южной находится вокзал и основная часть финской деревянной застройки, а в северной - главная площадь и модерново-функционалистический центр первой половины ХХ века. Осмотрим сначала южную часть.

2. Сортавальский вокзал - к сожалению, новостройка, как и вокзал в Питкяранте.

3. Однако проходит здесь Западно-Карельская железная дорога, по архаичности сопоставимая с соседней линией Лодейное Поле - Янисъярви, а по живописности даже превосходящая её. Строилась она в несколько этапов: от Петербурга до Хийтолы - в 1890-е годы, до Сортавалы её дотянули при финнах, а в 1960-е годы линия была продлена до Костомукши в связи с разработкой месторождений железа. Из Костомукши же линия уходит на запад, в Финляндию. В отличие от Янисъярвской линии, Западно-Карельская дорога лишена семафоров, но зато на ней есть крупные станции со всяким раритетным оборудованием. Вид от вокзала.

4. С той же стороны, но под другим углом. Хорошо виден паровозный гидрант.

5. Парковка локомотива в неположенном месте.

6. Пойдём понемногу в город, мимо водонапорной башни - нигде больше таких не видел.

7. Какая-то фабрика явно финской постройки.

8. Сосульки на крыше депо.

9. Магазинчик в стиле деревянного функционализма. Вот это я понимаю - коробка! И нечего хрущёвки ругать...

10. Вид на станцию в обратном направлении - увы, против солнца.

11. Западно-Карельская дорога, как видите, однопутная. Линия уходит вдаль.

12. Движение на ней редкое, народ по путям ходит, как по улице, лишь иногда уступая дорогу поездам.

13. А поезда ездят так, будто бы и рельсов нет.

14. Вообще, финские дороги в этих краях - и железные, и автомобильные - по сравнению с нашими очень ландшафтные и незаметные. Однако и в Финляндии, и в России это небольшие, отнюдь не магистральные ветки - добиться такого же эффекта на Николаевской дороге или Транссибе, думаю, невозможно. Деревянный дом Общества сестёр милосердия (1907), ныне принадлежащий железнодорожной больнице - у переезда, с которого был снят вид на станцию.

15. Большую часть южной стороны Сортавалы занимает частный сектор, и финские деревянные дома разительно непохожи на наши.

16.

17.

18. Резьба.

19.

20. Каменных зданий на южной стороне немного, и большинство из них - на Карельской улице, главной в городе. Вот такая открывается перспектива от гостиницы "Ладога" - хорошо видна площадь Вяйнямёйнена на северной стороне.

21. Дом с магазинчиком у самого моста.

22. Или стоящая чуть-чуть дальше от залива гостиница "Ладога" (по-фински "Лаатока"), где я и ночевал.

23. Между прочим, старейшее гостиничное здание города. Сохранились весьма интересные интерьеры, в частности винтовая лестница.

24.

25. В гостинице все надписи продублированы на финском, персонал также владеет этим языком, да и самих финнов в гостинице много круглый год. Гостиница довольно уютная - но ужасающе тесная. Впрочем, это одна из характерных черт функционализма. Немного поснимал виды из окон четвертого этажа. Частный сектор около гостиницы.

26. Вид на Ладожское озеро, точнее, один из его заливов - перед Сортавалой находится огромный по озёрным меркам архипелаг, острова и скалы-шхеры которого трудно не запомнить по пути на Валаам.

27. Вид на центр Сортавалы.

28. Отсюда хорошо видна и местная ГРЭС с высокой для такого маленького городка трубой.

29. Еще немного погуляем по южной стороне. Сортавала очень компактна, исторический центр можно пройти из конца в конец за 20 минут, реально за несколько часов обойти все его улицы и дворы. На южной стороне есть несколько отдельных красивых зданий: Дом у железной дороги, известный как "Ладожская крепость" (1931) - название связано с тем, что в эпоху независимости он принадлежал военным.

30. Здание Народной школы у берега залива - доминанта южной части, особенно хорошо видимая с северной стороны.

31. Расположенная рядом дача Винтера (1900) - замечательный образец деревянного модерна.

32. С моста можно различить необарочное здание больницы и железнодорожный госпиталь правее, которые ближе снять, увы, не смог (мешают деревья и контровое Солнце).

33. Эти два здания стоят на склоне горы Кухавуори, с которой открываются хорошие панорамы города - но протоптанных тропинок наверх нет, а снег варьируется от по колено до по пояс. Тем не менее, вот на эту скалу я всё-таки залез.

34. Но наверху убедился, что до вершины еще далеко, а вершина загораживает город, и поэтому заснял только вот этот вид на дальнюю часть южной стороны.

35. Теперь посмотрим на северную сторону через залив. Там намного меньше деревянных домов, но преобладает функционализм, причём автором многих зданий был Уно Ульберг - автор нескольких знаковых (таких как Окружной архив и школа живописи на бастионе Панцерлакс) и многих рядовых зданий Выборга.

36.

37. На северную сторону ведёт Карельский мост. Почему-то в некоторых путеводителях пишут, что он был самым длинным в Финляндии, но даже в Выборге есть мосты длиннее.

38. С моста виден остров Риеккалансаари, на котором стоит деревянная церковь Николая Чудотворца (1765, нынешний облик 1895) характерной для Финляндии архитектуры. Дальше наш путь лежал в Саволинна, но об этом уже в следующем репортаже.

Подписаться на новости по RSS   Подписка на новые статьи по RSS
Google Bookmarks Digg I.ua Linkstore Myscoop Communizm Ru-marks Webmarks Ruspace Linkomatic Kli.kz Web-zakladka Zakladok.net Reddit delicious Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong
Google Buzz
Опубликовать статью у себя в блоге:
Опубликовать статью в своем блоге mail.ru Опубликовать статью в своем блоге liveinternet.ru Опубликовать статью в своем блоге livejournal.com Опубликовать статью в своем блоге twitter.com Рекомендовать статью друзьям

Комментарии

Оставить комментарий